Блендерные дети или как еда из блендера портит здоровье детей
2025-07-24 | 6
В современном мире, где каждая минута на счету, блендер стал незаменимым помощником на кухне многих молодых родителей. С его помощью легко и быстро можно приготовить гладкое, однородное пюре из любого продукта. Но то, что кажется идеальным решением для быстрого и "полезного" питания, в последние годы стало предметом серьезной озабоченности педиатров, логопедов и специалистов по развитию ребенка. Появился даже неофициальный, но очень ёмкий термин – "блендерные дети", описывающий малышей, чьё развитие страдает из-за избытка пюрированной пищи в рационе.
Давайте разберемся, как же еда из блендера, призванная облегчить жизнь родителям, может испортить здоровье и развитие ребенка.
Нарушение формирования челюстно-лицевого аппарата и артикуляции
Жевательный процесс – это не просто механическое измельчение пищи. Это сложный комплекс движений, который активно развивает мышцы рта, языка, челюсти. Эти же мышцы играют ключевую роль в формировании правильного звукопроизношения и речи.
Когда ребенок постоянно ест пюре, его челюстно-лицевые мышцы не получают необходимой нагрузки. Они остаются слабыми, недостаточно скоординированными.
Недостаточное развитие жевательных мышц может, в свою очередь, привести к неправильному формированию прикуса и другим ортодонтическим проблемам в будущем.
Ортодонт - сегодня один и самых часто посещаемых врачей. Ротовое дыхание, инфантильное глотание, вредные привычки, дисфункция жевательных мышц, приводятк сужению зубных рядов, раннему кариесу, аденоидам и многим другим системным проблемам. В практике логопедии сегодня затруднительно встретить ребенка со здоровым челюстно-лицевым аппаратом. И это все часто из-за злоупотреблением еды из блендера.
Задержка речевого развития - вот еще одно следствие еды из блендера. Слабость мышц артикуляционного аппарата напрямую влияет на способность ребенка четко произносить звуки. Логопеды часто сталкиваются с тем, что у "блендерных детей" возникают трудности с артикуляцией, что требует длительной коррекционной работы.
Сбои в работе пищеварительной системы
Процесс пищеварения начинается еще во рту. При жевании выделяется слюна, содержащая ферменты (например, амилазу), которые начинают расщепление углеводов. Если пища попадает в желудок уже в гомогенизированном виде, процесс выделения слюны и запуска первичного расщепления нарушается. Желудку приходится выполнять двойную работу, что создает дополнительную нагрузку на всю пищеварительную систему.
Излишне "легкая" для переваривания пища может изменить микрофлору кишечника, приводя к запорам, коликам, вздутиям и другим диспептическим явлениям.
Кроме того пюре, имеет низкую плотность и быстро проходит через ЖКТ, не давая адекватного сигнала о насыщении. Это может привести к перекармливанию или, наоборот, к тому, что ребенок будет постоянно голоден, так как его организм не получил "полезной работы" по перевариванию.
Нарушение сенсорного восприятия и избирательность в еде.
Я как нутрициолог и нейропсихолог часто сталкиваюсь с такой проблемой.
Еда – это не только источник питательных веществ, но и мощный источник сенсорного опыта. Различные текстуры, запахи, температуры, форма – все это стимулирует развитие органов чувств. Еда из блендера часто приводит к нарушению вкусовой сенсорной интеграции.
Постоянное употребление однородных пюре лишает ребенка важного тактильного и вкусового опыта. Он не учится различать текстуры (хрустящее, мягкое, твёрдое, волокнистое и др.)
Дети, привыкшие к пюре, часто категорически отказываются от кусковой пищи, даже если она хорошо измельчена. Любая корочка, комочек или непривычная текстура вызывает у них рвотный рефлекс, отвращение к еде и, как следствие, ведет к очень скудному рациону. В дальнейшем, это требует работы с нейпопсихологом и нутрициологом.
И еще один аспект, на который я хочу обратить внимание родителей. Ребенок, который ест только пюре, часто дольше остается зависимым от того, что его кормят с ложки. Он не развивает мелкую моторику (пинцетный захват), необходимую для самостоятельного удержания пищи и ложки. Пинцетный захват (способность брать мелкие предметы большим и указательным пальцами) – это не просто навык, а один из фундаментальных этапов развития мелкой моторики, который имеет колоссальное значение для общего развития ребенка. Это может показаться неочевидным, но существует прямая связь между развитием мелкой моторики руки и развитием речи. Центры мозга, отвечающие за развитие мелкой моторики, расположены очень близко к речевым центрам. Стимулируя нервные окончания на кончиках пальцев (особенно большого и указательного), мы активизируем зоны коры головного мозга, которые отвечают за формирование речи.
Вот почему родителям не следует увлекаться едой из блендера. Хотя это и сложнее, но протирайте еду на мелкой тёрке для начала, а затем на крупной терке, а ещё позже - давайте еду кусочками. Позаботьтесь о здоровье своего ребёнка.
Читайте также:
2025-03-09
Гормоны и настроение ребенка: есть ли связь?
За скачками настроение стоят гормоны, которые играют ключевую роль в формировании психики и поведения ребенка. Узнайте, как влияют на гормоны питание ребенка >>> дальше
2025-02-25
Закаливание: необычный метод для взрослых и детей
Когда разговор заходит о закаливании, многие представляют себе закаливание холодом: обливание холодной водой, хождение босиком по снегу и т.п. Но оказывается, закаляться можно и теплом! >>> дальше
2025-02-25
Почему ребенок не хочет есть мясо
Ваш ребенок не ест мясо? Не всегда это его прихоть. Читайте статью и узнаете почему... >>> дальше